Прилуки

Прилуки

Прилуки — районный центр на реке Удай, в котором проживает около 60 000 человек. Расположен город на автодороге Киев — Сумы, поэтому попасть в него несложно. Прилуки — промышленный город. Здесь расположено 25 предприятий, крупнейшим среди которых является табачная фабрика.

Прилуки были основаны еще в период Киевской Руси. Первое письменное упоминание о Прилук-городе встречается в «Наставлении …» Владимира Мономаха и датируется 1085 годом. В те времена город был юго-восточным форпостом государства и должно было служить препятствием для половецких полчищ. Очевидно, некоторое время оно таким и было, но уже в 1092 году половцы разрушили город.

В период княжеских междоусобиц Прилуки разрушали неоднократно, но ужасные разрушения город пережил в 1239 году — его фактически «стер с лица Земли» монголо-татарский хан Менгу (двоюродный брат Батыя). Возродили Прилуки князья Глинские в XV веке.

Княжеский род Глинских происходит от сына известного татарского темника Мамая — Лекси (впоследствии Александра) Мамаевича. В период упадка Золотой Орды этот хитрый татарский магнат построил несколько населенных пунктов в Среднем Приднепровье и, чтобы не потерять их, попросился в вассалы к Великому князю Литовскому Витовту.

Лекса Мамаевич крестился и породнился с родом князей Острожских. От этого союза пошли еще несколько известных благородных ветвей: Дашковичи и Домонтовичи.

Самым известным среди Глинских был русофил Михаил Львович. Этот князь занимал высокие должности в Литве во времена Великого князя Александра Ягелона. Но после смерти последнего в конце XV века поддержал Москву в борьбе против литовцев и поднял восстание против нового князя Литвы Сигизмунда I.

Москва обещала Глинскому Смоленское княжество, но зато отправила Михаила Львовича в тюрьму. Брат Михаила Василий был менее влиятельным, но стал не менее известным выдав свою дочь Елену за московского князя Василия III. От этого брака родился будущий царь Иван IV Грозный. Сама Елена Васильевна после смерти мужа пять лет руководила Великим княжеством Московским как регентша.

Отстроеные Глинскими Прилуки были разрушены крымскими татарами в 1482 году. После этого они возродились лишь через 110 лет, когда здесь, на пепелище, построили слободу князья Вишневецкие. Хотя московские князья считали эти земли своими. Борис Годунов в 1604 году даже направил сюда войско, которое разрушило слободу Вишневецких. Но Прилуки снова были восстановлены. В городе построили замок.

В первой половине XVII века Прилуччину активно заселяли переселенцы из Правобережья — казаки и крестьяне-фермеры, которые быстро окозачивались. Таким образом, в Прилуках был создан большой казацкий полк. Тогда же, на высоком правом берегу реки Удай была построена крепость. Она имела высокие дубовые стены, а валы ее достигали высоты 10-12 метров. Сейчас от этой крепости остались лишь остатки валов.

В 1692 году Прилуцким полковником был назначен Дмитрий Горленко. Он начал активное строительство Прилук, превратив их в основательный город. Преемником Горленко в 1714 году стал печально известный Игнат Галаган. Не имея значительного состояния обычный рубака-казак дослужился до уровня казацкой старшины и с 1706 года руководил компанейским полком гетмана Мазепы. Это был кавалерийский полк личной охраны гетмана.

В 1708 году Игнат Галаган одумался и бросив предателя Мазепу перешел на сторону Петра I. 14 мая 1709 он был одним из руководителей разгрома Запорожской Сечи. Всех пленных, которые перешли на сторону шведов, Галаган посадил на кол и отправил на плотах вниз по Днепру. За стойкость и преданность Петр поставил его полковником в Чигирине. Но запорожцы, которые считали Галагана кровным врагом, устроили настоящую травлю полковника и его семьи. Покушения устраивались один за другим. Игнат даже не мог свободно передвигаться, не говоря уже о ведении полкового хозяйства. Поэтому он попросил перевести его с беспокойного Правобережья куда-то на другую сторону Днепра, подальше от запорожцев. В 1714 году он перебрался в Прилуки, вокруг которых Петр I подарил ему огромные земельные наделы.

Как рассказывают некоторые историки Игнат Галаган был жестоким и подлым человеком. Почти сразу он начал закрепощение крестьян на Прилуччине и умножал свое состояние любой ценой. Но почти все прекрасные памятники современных Прилук связаны с Игнатом Галаганом и с его сыном Григорием. Поэтому верность информации о вышеупомянутых личностях от этих историков до сих пор является сомнительной.

В 1796 году Прилуки сделали центром уезда сначала в Малороссийской, а затем в Полтавской губернии. С тех пор это был ничем особым не примечательный уездный город. Но и от тех времен здесь сохранились интересные памятники. Прежде всего это каменная Ивановская церковь (угол улиц Киевской и Ивановской). Ее построили на западной окраине города (сейчас это почти центр), на краю старого городского района Квашенци. Произошло это в 1865 году.

Ивановскую церковь возвели в распространенном в то время приходском стиле, который был похож на древнерусский (его еще называют псевдорусским). Церковь была пятиглавой. Одновременно с церковью, за полтора десятка метров от нее, была построена трехъярусная колокольня. Самый большой колокол, установленный здесь, весил 21 пуд (343 кг). Его изготовили на средства богатых мещан Федора Дубежа и Василия Куриленко. Этот колокол сбросили и отправили на переплавку в 1930 году.

В 1910 году было построено пристройку, которая соединила церковь с колокольней. В советский период Ивановская церковь не работала. Богослужение восстановили только в 1996 году. Сейчас храм находится в хорошем состоянии и является одним из самых посещаемых в Прилуках.

За квартал от Ивановской церкви начинается городской центр. Здесь сохранилось немало жилых и административных зданий XIX века. Например, Городской совет размещена в большом доме (ул. Независимости, 82), который во второй половине XIX века построил богатый купец Золотарев. Позже в этом доме находились Общественные собрания. В других старинных домах расположены школы, банки, административные учреждения, краеведческий музей (кстати один из старейших в Украине, ему уже 115 лет).

Как и в любом городе, уважающий себя центр Прилук обозначен большой площадью. От советских времен здесь остался памятник Ленину, а уже в период независимости прилучане построили памятник земляку — выдающемуся актеру Николаю Яковенко.

В центре Прилук расположена историческая зона, где сконцентрированы главные достопримечательности города. На Соборной площади стоит собор Рождества Богородицы. Это образец зрелого классицизма. Его заложили в 1806 году на месте большого деревянного собора, который сгорел в 1781 году. Строительство продолжалось 11 лет. Руководил строительными работами черниговский мастер Федор Заболоцкий. Рядом с собором была возведена двухъярусная колокольня. К сожалению, эта постройка не сохранилась, ее в 30 годы прошлого века разобрали на кирпич.

В советские времена в помещении собора Рождества Богородицы размещался городской архив. В 2005 году храм передали религиозной общине. Сейчас продолжаются реставрационные работы.

Напротив собора Рождества Богородицы, через улицу ГАЛАГАНОВСКИЙ, расположен еще один собор — Сретенский. Это сооружение построили в 1889 году в память о погибшем царя Александра II. Финансировалось строительство преимущественно за счет городского головы Ивана Дедина. Небедный был человек, если смогла выложить 60 000 рублей золотом (по тем временам огромная сумма) на строительство храма.

Сретенский собор строился в нехарактерному для православной культовой архитектуры стиле. Это большая тринавна кирпичная базилика с тремя куполами над входом. Храм покрывает двухскатная крыша. Главный купол отсутствует. В общем Сретенский собор имеет некоторое сходство с Пархомовской церкви Киевской. Долгое время в соборе размещался краеведческий музей. Сейчас храм передан Густинскому женскому монастырю и активно реставрируется.

Далее вглубь исторической зоны расположена уникальная Николаевская церковь-колокольня. Возвели ее в 1720 году на средства Гната Галагана в формах украинского барокко. Церковь должна была выполнять, кроме культовых, еще и оборонительные функции. Таких сооружений в Украине почти не сохранилось.

Рядом с церковью-колокольней стоит эффектная сооружение Прилук — Спасо-Преображенский собор. Его строительство начал полковник Горленко в 1706 году. Закончил строительство собора Игнат Галаган в 1720 году. В склепе собора Гната и похоронили.

Пятиглавый Спасо-Преображенский собор — образец украинского барокко XVIII века. Строили собор лучшие мастера-каменщики, которые мог себе позволить Галаган. За образец были использованы проект Троицкого собора Густынского монастыря. Но его скопировали, а построили со многими изменениями. В 1845 году Прилуки посетил Тарас Шевченко. Он был в восторге от Спасо-Преображенского собора и изобразил его в повести «Музыкант»: «… принялся рисовать прекрасно освещенную вечерним солнцем каменную церковь, довольно неуклюже, но оригинальной архитектуры, построенную полковником Прилукский Игнатий Галаганом …».

Недалеко от собора стоит небольшая каменный построена в 1709 году. Она была полковой казной и арсеналом. Это уникальное здание, своеобразный сейф толщина стен которого достигает 1 метра. Чтобы найти казну, необходимо обойти собор и пройти в узенький проход между заборами частного сектора.

От Соборной площади до поймы реки Удай ведет узенькая улочка. Справа протянулась еще одна такая же улица. На этой улице, в дальнем конце, расположен интересный дом построен в начале ХХ века в неоготическом стиле. Это бывшая женская гимназия. Особый колорит зданию придает трехэтажная остроконечная башня.

В советские времена это была школа. В 1960 году к прекрасному неоготическом здании присоединили стандартный безликий советский школьный корпус. Но даже он не сильно испортил сооружение. Значительно хуже ее испортила разруха бурных 90 годов прошлого века. Школа упадок, пришла в аварийное состояние и была закрыта. Сейчас здание не используется и постепенно начинает разрушаться.

На восточной окраине Прилук расположена Пантелеймоновская церковь. Это небольшое модерновое здание, построенное в начале ХХ века. Вообще этот храм имеет очень оригинальные архитектурные черты. Мало найдется храмов похожих на Пантелеймоновскую церковь. Зелено-желтые цвета, фигурная кирпичная кладка и гармоничное расположение среди одноэтажной частной застройки.